"Особенно хорошо показывает то ощущение ничтожности, беспомощности, которое испытывает средний американец перед вселенной, популярность в этой среде мультфильмов о Микки-Маусе, сюжет которых, обыгрываясь по-разному, из серии в серию остаётся одним и тем же: маленькое, слабое существо убегает от превосходящей его во много раз силы, грозящей поранить, а то и вовсе проглатить. Надо сказать, что все серии заканчиваются счастливо - мышка спасается, а иногда даже умудряется навредить преследователю. Но это "счастье" смазано тем, что достигается путём убегания от проблемы. Врядли рядовой американец стал бы смотреть одно и то же столько времени, если бы оно не задевало что-то в его собственной этической жизни"
(С) Эрих Фром. "Бегство от свободы"
читать дальшеКнига была написана где-то в 1970х годах, или раньше. В ней Фром пишет о том, что человек, обретая свободу внешнюю, сталкивается со своей внутренней неспособностью эту свободу переварить, со страхом ответственности, ощущением своей ничтожности и беспомощности по сравнению с силами вселенной. Он пишет о том, что фашизм - это естественное следствие массового проявления этого страха, желания людей вернуться в состояние несвободы, когда кто-то за них будет решать, как им жить, а они смогут оправдываться "обстоятельстваи" и "превосходящей силой". Он пишет, что демократия, победившая порабощение личности де юро, де факто - просто заменила фашистского фюрера, комунистического вождя - общественным мнением и здравым смыслом. Что тиран, хозяин человека - не снаружи, а внутри него самого. Как вы думаете - изменилась ли ситуация в америке? А какова она в мире? Проанализируем наш кинематограф и компьютерные игры, а вернее некоторые значительные вехи в этих жанрах искусства.
1)Рэмбо (1, 2).
На первый взгляд это фильм о человеке, который мочит въетнамцев из разноколиберного оружия. Однако я обращу ваше внимание, что огромный, сильный мужик, в одиночку замочивший чуть не всё население маленькой воинственной страны, в этом фильме трогает "простого американца" тем, что плачет, столкнувшись с непобедимостью бюрократической машины в собственной армии.
2)Терминатор (1, 2)
Красной нитью в этих фильмах идёт мысль об а) неотвратимости надвигающегося будущего (смазанное в Т-2, но перенесённое в необходимость самоубийства полюбившегося героям Т-800) б) Неутомимое, непобедимое, бездушное существо, которое преследует "Микки-Маусов" весь фильм, и всё, что остаётся делать героям - это бежать, выжидать и надеяться на случай.
3)Игра "Doom"
Что в переводе означает "Обречённость" или просто "Рок". Тут даже сюжет игры пересказывать не надо, но подчеркну, что берущая за душу атмосферность игры достигнута прежде всего ощущением безысходности и обречённости главного героя, который с каждым уровнем просто залезает всё глубже и глубже в адское месиво.
4)Игра "Myst"
Сколько говорилось о магической атмосфере этой игры, которую никому не удалось повторить! А всё потому, что не то повторяли. Основное качество игры (после хорошего сюжета и загадок) - полное одиночество персонажа, которому до конца игры не удаётся найти кого-нибудь, кто хотя бы сказал ему кто он. Всё что он видит - это остатки чьей-то жизнедеятельности, людей которые "вот только-что ушли", и всю игру он отчаянно пытается их догнать, а дойдя до конца - всё-равно никак не может поговорить с найденным человеком, который так близко, но всё-же так далеко.
5)Моя любимая игра "Ecstatica", игра "Alone in the Dark", игра "Another World" - всё тот же Myst - полное одиночество, в купе с невозможностью осознать себя, только к этому ещё прибавлены разнообразнейшие способы умереть. Надо сказать, что играя в Ecstatica часто пытаешься сброисться персонажем с обрыва. Просто чтоб не мучиться. К сожалению эта возможность предусмотрительно отключена, и герой может упасть с высоты только когда этого совсем не ждёт, да и тогда обычно успевает схватиться за край в последний момент.
5)Игры и фильм "Reыident Evil".
А я-то гадал - почему из всех моментов в фильме мне больше всего понравился тот момент, где командир спецназа проявляет нечеловеческие чудеса ловкости и спецподготовки только для того, чтобы в конце ему показали кукиш и всё равно разрезали на кусочки, только теперь уже не оставляя ни единого шанса. Да и всеь фильм построен по этому принцыпу. Сострадание? Благородство? Подлость? Доброта? Смелость? Сила? Какими бы качествами ты не обладал - всё равно "дороги, все до одной, приводят сюда: в крематоий". Даже не в крематорий - на свалку. Мир смеётся над твоими ухищрениями: он не просто убивает, он ещё и прикалывается. "Если посадить в одну клетку двух самцов - они подерутся!" "Тогда мне клетку, двух самцов, пива и и поп-корна." Крутись, сколько можно - и тогда есть шанс, что ты проживёшь чуть дольше. Насколько? Как повезёт. Но никогда не вечно.
И всё-равно, у этого фильма - ещё есть "счастливая" концовка, дающая героине ШАНС, хотя она и не прогнулась, не сдалась, осталась собой. Не больше, но в этом ужасном мире и такая победа - революция. Может быть она потеряет всё, но надежда остаётся, а значит есть смысл бороться.
6)Но апогеем всего этого пира психологии становится жирная точка, которую ставят на человеческой философии создатели фильма "Пила". После неё можно прямо сразу идти и вешаться, потому что всенародное признание этого "шедевра" говорит о том, что он "что-то задевает в личной этической жизни" простого любителя кинематографа (заметьте - не только американца). В этом фильме шансов не имеет никто. В этом фильме даже самые смелые и сильные - в конце концов отпиливают себе ноги и ползают по комнате, истекая кровью, чтобы только умилостивить ту огромную, страшную, незримую силу, кторая управляет их жизнями. Персонажи фильма сломлены даже не физически - они сломлены МОРАЛЬНО. Если в Resident Evil люди погибали, но погибали обороняясь, то тут раздавлены ЛИЧНОСТИ, и выжившие могут только с ошалевшими от страха глазами повторять "Мы благодарны ему! Он научил нас любить жизнь!"
Господа. Я могу только сказать, что этому миру - пиздец.
Чувство слабости современного человека и искуство
"Особенно хорошо показывает то ощущение ничтожности, беспомощности, которое испытывает средний американец перед вселенной, популярность в этой среде мультфильмов о Микки-Маусе, сюжет которых, обыгрываясь по-разному, из серии в серию остаётся одним и тем же: маленькое, слабое существо убегает от превосходящей его во много раз силы, грозящей поранить, а то и вовсе проглатить. Надо сказать, что все серии заканчиваются счастливо - мышка спасается, а иногда даже умудряется навредить преследователю. Но это "счастье" смазано тем, что достигается путём убегания от проблемы. Врядли рядовой американец стал бы смотреть одно и то же столько времени, если бы оно не задевало что-то в его собственной этической жизни"
(С) Эрих Фром. "Бегство от свободы"
читать дальше
(С) Эрих Фром. "Бегство от свободы"
читать дальше