Пожалуй одно из главных изменений, которое произошло в моих представлениях о мире с тех пор, как я начал изучать психологию, заключается в следующем:
Раньше я считал, что я мерило всему - что сердце может определить правду или указать путь, что есть Добро и Зло (по крайней мере хорошие поступки и плохие) и я могу их различить, если постараюсь, что удачно используя сочетание рассудка и сердца можно (хотя бы теоретически) зажить совершенной жизнью.
Теперь я вижу всё в совсем другом свете. Я вижу, что моё сердце, в наиболее значительной своей части, подчиняется тем законам, которые оно впитало от моих родителей и родителей их родителей, тому, что передало ему общество и что внушили условия жизни. Я вижу что мой разум опирается на заведомо недостоверную информацию, а другой информации у меня и нет. Я вижу что то, что я считал собой и своим свободным выбором - на самом деле результат сложных, не зависящих от меня процессов, в которые включены моё окружение, мой опыт, а так же миллионы людей и событий, о которых я даже не подозреваю. И главное, я вижу что разума и сердца не достаточно - нужен ещё и опыт, который можно приобрести только в практике.
Раньше я считал, что я мерило всему - что сердце может определить правду или указать путь, что есть Добро и Зло (по крайней мере хорошие поступки и плохие) и я могу их различить, если постараюсь, что удачно используя сочетание рассудка и сердца можно (хотя бы теоретически) зажить совершенной жизнью.
Теперь я вижу всё в совсем другом свете. Я вижу, что моё сердце, в наиболее значительной своей части, подчиняется тем законам, которые оно впитало от моих родителей и родителей их родителей, тому, что передало ему общество и что внушили условия жизни. Я вижу что мой разум опирается на заведомо недостоверную информацию, а другой информации у меня и нет. Я вижу что то, что я считал собой и своим свободным выбором - на самом деле результат сложных, не зависящих от меня процессов, в которые включены моё окружение, мой опыт, а так же миллионы людей и событий, о которых я даже не подозреваю. И главное, я вижу что разума и сердца не достаточно - нужен ещё и опыт, который можно приобрести только в практике.
ага, в этом и кроется опасность архетипов) и ведь они нечасто сомнению подвергаются.
а как выходить? вот допустим тот же Иван Грозный, время правления которого воспринимается многими как смутная кровавая эпоха. потому как в школе таким образом трактовалось. при этом фактов почти нет. и петр 1й, которого воспринимают в целом позитивно, хотя здесь факты известны потому есть и споры. царь реформатор - убийство русской культуры.
т.е. единственное что приходит в голову это взять голые факты, без эмоциональной оценки, покрутить под разными углами, сравнить со статистикой и выводы делать только тогда. это и будет опытом в тех областях где его нельзя приобрести физически.
Я хочу сказать, что я не считаю, что это плохо, что мы так встроены в общество и окружающий мир, что я не могу отделить своё во мне от чужого - кажется, просто так мир устроен. И я констатирую факт, что раньше я этого нигде не замечал, а теперь вижу повсеместно. И мне любопытна эта перемена.