Только за сегодняшний день уже дважды услыхал "в коридорах" мнение случайных людей о недавно просмотренном мной фильме "Суррогаты" с Брюсом Уиллисом, да и о "Геймере" пару слов слышал... Народ в целом оценивает фильм "на троечку", ну да и бог с ним, хотя моя личная оценка несколько выше. Гораздо больше эмоций у меня вызывает то, что народ поголовно сравнивает "идею" фильма с "Матрицей". На мой взгляд, это абсолютно мимо цели. Удивлён такими рецензиями...
Тут ведь, на мой взгляд, дело в чём: "Матрица" - это очень "метафизический" фильм. Он крутится вокруг того факта, что человек может судить об окружающем мире только на основании информации, поступающей от его органов чувств, и чисто технически - не способен определить, есть ли этот окружающий мир на самом деле. В "Матрице" - сплошная философия на тему "Есть ли ложка?" или, в более древней формулировке, "Есть ли что-нибудь за горизонтом?".
С "Суррогатами" и с "Геймером" всё иначе. Проблемы, поднятые в них, не философские и не ожидают нас в далёком будущем. Фактически, в обоих фильмах, в слегка преувеличенной форме обыгрывается самая что ни на есть проблема Средств Массовой Информации и Коммуникации. Она слегка утрирована, чтобы быть очевиднее для зрителя, но на все 100% взята из нашей обычной, повседневной жизни. "Геймер" акцентирует внимание на том, как анонимность снимает с нас ответственность за происходящее "по ту сторону монитора". "Суррогаты" напоминает о том, что установка красивой "аватарки" не делает нас самих красивее, и лишь заставляет нас всё дальше прятать своё настоящее лицо.
Короче разные это фильмы. И не то, чтобы "Геймер" и "Суррогаты" были чудо как хороши, но там есть на что посмотреть (нет, не спецэффекты). Такое моё мнение.
Тут ведь, на мой взгляд, дело в чём: "Матрица" - это очень "метафизический" фильм. Он крутится вокруг того факта, что человек может судить об окружающем мире только на основании информации, поступающей от его органов чувств, и чисто технически - не способен определить, есть ли этот окружающий мир на самом деле. В "Матрице" - сплошная философия на тему "Есть ли ложка?" или, в более древней формулировке, "Есть ли что-нибудь за горизонтом?".
С "Суррогатами" и с "Геймером" всё иначе. Проблемы, поднятые в них, не философские и не ожидают нас в далёком будущем. Фактически, в обоих фильмах, в слегка преувеличенной форме обыгрывается самая что ни на есть проблема Средств Массовой Информации и Коммуникации. Она слегка утрирована, чтобы быть очевиднее для зрителя, но на все 100% взята из нашей обычной, повседневной жизни. "Геймер" акцентирует внимание на том, как анонимность снимает с нас ответственность за происходящее "по ту сторону монитора". "Суррогаты" напоминает о том, что установка красивой "аватарки" не делает нас самих красивее, и лишь заставляет нас всё дальше прятать своё настоящее лицо.
Короче разные это фильмы. И не то, чтобы "Геймер" и "Суррогаты" были чудо как хороши, но там есть на что посмотреть (нет, не спецэффекты). Такое моё мнение.
Вобщем, имхо, фильм о том, что любой "рай" для рода человеческого может быть только, исключительно искусственным (и это единственное, что роднит Сурров с Матрицей), и о том, что люди готовы пожертвовать всем, в первую очередь своим телом, ради праздника души/разума (а, это уже роднит фильм с идеологией мировых религий, только там "райские кущи" загробны; хотя что такое смерть в информационном веке?). А в это, честно говоря, верится...
Касательно финала - как минимум один человек не был счастлив: сам главный герой. И, думаю, именно по этому он так поступил. Ему очень не хватало жены и... Я бы тоже так поступил, чтобы вернуть отношения с любимым человеком.
А по-поводу "любимого человека" сделать его несчастным из-за своих представлений о том, как ему будет лучше - хорошо? И поставить весь мир под угрозу (представим на секунуду, что сделают обозленные, лишившиеся своих прекрасных, удобных и долговечных тел разъяренные толпы) тоже правильно? Что ж это за любовь такая?
По сути ведь в реальной жизни мы тоже все ходим, в той или иной степени, разодетые, накрашенные, ароматизированные и демонстрирующие приятную обходительность. И сами про себя знаем, что мы не совсем такие, какими показываем себя в обществе. Мне кажется основная ценность близких людей, особенно жены (мужа) - в том, что это человек, с которым ты можешь быть самим собой, открываться ему... То, что происходит между персонажем Брюса Уиллиса и его женой - это давно не брак и не семья. Она потеряла ребёнка, это горе измучило её, но она закрывается в себе и боится разделить его с мужем. То чего он пытается добиться - это чтобы их отношения стали обратно отношениями мужа и жены, вернуть в них взаимную открытость... Я не думаю, что он делает её несчастной. Я думаю что она и так несчастна, но держится за свою возможность скрывать это ото всех и от себя. А её муж переживает за неё и за их отношения.
Касательно "представим на секунуду, что сделают обозленные, лишившиеся своих прекрасных, удобных и долговечных тел разъяренные толпы" - представил. Будут звонить в техническую поддержку. Они же привыкли, что им ничто не угрожает, пока они в своих "аватарках", у них много лет никто не умирал насильственной смертью. Да что там - травм не получал. В техподдержку они звонить будут, и ждать, пока починят суррогатов.
Хотя, для меня это (в плане открытости и поддержки), в первую очередь дружеская близость - а она не подразумевает физическую. Дружить и по-сети можно (а иной раз - так даже лучше). Но, тут уж дело вкуса.